ПРАВИЛА ДОРОЖНЫЕ
ЗНАЙ И НИКОГДА НЕ НАРУШАЙ
(из опыта работы)
Шашкова А.Н.
МБДОО «Детский сад № 7 «Солнечный город»
Аннотация.
В статье описываются практические
занятия по привитию детям навыков
безопасного поведения на дороге.
Ключевые
слова: Автогородок, школа дорожных наук, парад фликеров,
дорожная ситуация, травматизм.
Проблема безопасности дорожного движения
является одной из самых важных и актуальных в настоящее время. Увеличивается
число транспортных средств, повышаются их скоростные характеристики, возрастает
интенсивность движения на дорогах, множится количество дорожно-транспортных
происшествий, связанных с гибелью людей, в том числе детей.
Анализ несчастных случаев с детьми
показывает, что основными их причинами являются невнимательность и неумение
учитывать особенности окружающей дорожной обстановки. Отсюда вытекает
необходимость целенаправленного обучения дошкольников основам безопасного
поведения на улице и дороге. Дошкольному образовательному учреждению
принадлежит решающая роль не только в изучении правил дорожного движения, но и
предупреждение дорожного травматизма в соответствии с Законом о дорожном
движении.
На протяжении многих лет своего
существования наш детский сад работает над данной темой, которая является
частью программы по ОБЖ. В детском саду
«Солнечный город» ежегодно реализуется проект «Школа дорожных наук». Основное
направление деятельности, это практические занятия по привитию детям навыков безопасного
поведения на дороге. Все мероприятия, которые мы проводим с детьми, направлены на
формирование самоконтроля и самоорганизации в различных дорожных ситуациях. Стараемся
совершенствовать формы и методы работы по формированию у детей
навыков осознанного безопасного поведения на дорогах и улицах города.
В июне 2016 года
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики передало в
дар детскому саду автогородок.
Автогородок «Солнечного города» - это маленькая улица с Т-образным
перекрестком и круговым движением. Здесь установлены светофоры и дорожные знаки
на территории детского сада, нанесена
дорожная разметка, имеется остановка общественного транспорта и макеты жилого
здания.
Воспитывая дошкольников, педагог применяет
такие методы, как внушение, убеждение, пример, упражнение, поощрение. Особенно
важен принцип наглядности, который традиционно применяется в работе с
дошкольниками, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем
самым реализовать стремление к познанию.
Для работы с
родителями также разрабатываются
памятки, папки-передвижки, консультации о безопасности дорожного движения.
Активно используются квест-игры - популярная форма в
работе с детьми дошкольного возраста. В интересной и занимательной форме в виде
путешествия с приключениями ребята показывают свои знания и умения.
Для закрепления пройденного материала педагоги
практикуют просмотр коротких мультипликационных видеороликов по пройденной
теме. Такие занятия проходят в интерактивном кабинете, с использованием
мультимедийной доски и проектора. Демонстрируются такие ролики как - «Уроки
тетушки Совы», из серии «Азбука безопасности на дороге», Смешарики «Азбука
безопасности», Робокар Поли.
В детском саду был запущен челлендж «Везу ребенка
правильно». Данную акцию поддержали многие воспитанники с целью напомнить взрослым о необходимости
перевозки детей в легковых автомобилях с использованием детских удерживающих
устройств. Безопасность юных пассажиров зависит от взрослых, которые
находятся за рулем автомобиля. В данной
акции родители приняли активное участие, они поделились фотографиями, где
используют детское удерживающее устройство.
Одно из самых ярких событий в детском саду «Парад
фликеров». Наши воспитанники и их родители ежегодно радуют нас необычными и
оригинальными фликерами. Главная цель которой - сделать пешехода заметным в
ночное время суток. Размеры, формы, цвета, а также способы крепления
световозвращателей впечатляли не только участников, но и гостей: значки,
заколки, браслеты, фликеры-подвески, которые крепились на рюкзаке и т.д. И
каждый год он собирает рекордное количество юных пешеходов. На подиуме
демонстрировали стильную одежду и аксессуары более 60 ребят. Покоряли своей красотой
костюмы принцесс и принцев, фей и других сказочных персонажей, бабочки,
цветочки-василёчки, фликер-мен, фанат футбола, смайлики, спецформа инспектора
ДПС и т.д. Детям было очень интересно и забавно наблюдать, рассматривать
разнообразные фликеры!
Ну а с малышами в этом году мы украсили ёлочку к
Новому году игрушками из дорожных знаков и светоотражателей. Это увлекательное
развлечение детям очень понравилось. Такая необычная ёлочка запомнится детям на
всю жизнь.
Всегда необходимо помнить, что ребенок учится правилам
дорожного движения, беря пример с членов семьи и других взрослых. Результат
работы по безопасности дорожного движения – воспитание грамотных и дисциплинированных пешеходов. Каждый год к нам
приходят малыши, и наша задача подготовить
их к жизни в социуме, предостеречь от опасности на дорогах.
В результате проведенной работы по профилактике
детского дорожно-транспортного травматизма дети дошкольного возраста станут
грамотными, дисциплинированными пешеходами, участниками дорожного движения. У
детей сформируются навыки безопасного поведения на дорогах. Они научатся
применять полученные знания на практике и будут вести себя адекватно в любой
дорожной ситуации, снизится процент дорожно-транспортного травматизма с
участием детей.
Я считаю, что это направление работы должно всегда
находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, а значит,
необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по
профилактике дорожно-транспортного травматизма.
Только в тесном сотрудничестве педагогов детского
сада, семьи и дорожно-патрульной службы, мы сохраним здоровье и жизнь наших
детей.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Авдеева Н.Н., Стёркина Р.Б. «Безопасность». - СПб.: «Детство - Пресс»,
2004. – 144 с.
2.
Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. -
М.: «Просвещение», 2000, издание 2, – 94 с.
3. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Твоя
безопасность.- М.: «Просвещение», 2000, 2-е издание, – 48 с.
4. Вдовиченко Л.А. «Ребенок на улице».,
«Детство-пресс», 2008 – 156 с.