Статья "СКОРО СКАЗКА СКАЗЫВАЕТСЯ И СКОРО ДЕЛО ДЕЛАЕТСЯ". Автор Емельянова О.Ю.

                                                                                             Емельянова Олеся Юрьевна, воспитатель МБДОО №Детский сад №7

                                                                    «Солнечный город» Цивильского муниципального  округа Чувашской   Республики

 

СКОРО СКАЗКА СКАЗЫВАЕТСЯ И СКОРО ДЕЛО ДЕЛАЕТСЯ

Все мы с детства любим сказки. Сказка – это способ общения с малышом на понятном и доступном ему языке, это первые маленькие безопасные уроки жизни. На занятиях с детьми мы часто практикуем сказку во всех ее формах: слушаем, обыгрываем, читаем по ролям, рисуем и т.д., так как сказки являются неотъемлемым элементом в воспитании детей, таким образом, развивается их внутренний мир. Чем раньше мы начинаем читать детям сказки, тем  быстрее они начинают говорить. Сказки учат детей сравнивать, сопереживать, помогают формировать основы поведения и общения, развивают фантазию и воображение ребёнка, связную речь и мышление, внимание, память, мимику лица, жесты, а так же его творческий потенциал, тем более, если ребенок не только слушает сказку, но и сам в ней участвует.

Применять сказку в своей работе с детьми я начала во время летнего лагеря, который у нас в детском саду проходит ежегодно.  В один из дней  - « День  разноцветных носков с пальцами», дети не только слушали сказку, но и сами ее создавали.
Впервые в истории детского сада была показана "сказка на ножках"! В качестве атрибутов были использованы белые носочки, на которых были закреплены игрушки (они и стали героями представления). И соответственно, сами дети, а точнее их ноги. За красивой ширмой-занавесом происходило все действие. Интерактивная сказка "Волшебная палитра", в которой взрослые и дети дали простор творчеству и фантазии, сумела настолько сильно увлечь, что казалось, время пролетело незаметно. Простая история о медвежонке Фиме и его желании нарисовать картину состояла из игр, шумовых заданий, закулисных спецэффектов и аплодисментов. Дети пробовали варенье Фимы, ухали как сова София, прыгали как лягушата и прятались от тучки под зонтом, в гости к нам заглянуло настоящее солнышко, детки задорно играли с ним. В конце сказки всем ребятам представилась возможность нарисовать ту самую картину, о которой мечтал главный герой сказки медвежонок Фима. Рисовали мы пальчиковыми красками, которые сделали сами.  Маленькие ладошки наших детей оставляли разноцветные отпечатки на белом листе.

В процессе реализации проекта «Пасхальное чудо» были использованы в работе сказки современного  писателя Т.Кирюшатовой, ребята прослушивали  аудио сказки, читали их, смотрели театральные постановки, а после - приступали к художественно-эстетической деятельности (делали курочек, раскрашивали яйца, собирали пасхальное дерево и т.д.).

11 апреля 2023 года  отмечается народный праздник Берещенье. В этот день ребята прослушали сказку Т.Кирюшатовой, про берёзку, а также проиграли её, используя пальчиковый театр, и решили сделать постановку. Юные актеры быстро выучили роли, подготовили костюмы. Сначала сказка была показана в группе, а после сна юные актеры вышли "на большую сцену" актового зала. Весь "Цветочный город" внимательно слушал сказку и следил за игрой актеров. Восторгу не было предела! Ребята узнали не только о пользе березы, но еще и сами сделали березки из подручного материала.

Хочется поделиться с еще  одним  очень необычным денем - сказки, настоящий день вкусняшек. Сказка была необычная, это арома - сказка, есть книги – ароматные! Да, которые пахнут не только типографской краской – стоит потереть страничку и перед вами раскроется сказочный аромат. Так и наша сказка была ароматная. Ребята проиграли "сладкую сказку" Т. Кирюшатовой " Печенька, вафелька и мятный пряничек". Главные атрибуты были съедобные, ароматные (тортик, морковный мармелад и коржики с орехами, мятный пряник). А потом, настоящая фея пряничного искусства - мама воспитанницы нашей группы, показала ребятам мастер - класс по изготовлению пряников. Ребята с удовольствием раскатывали тесто и делали пряники своими руками, а потом их ещё и украсили. Вечером у нас было чаепитие с «вкусняшками», а пряники ребята забрали домой, что бы угостить своих мам и пап, братиков и сестрёнок.

          Разговоры о войне нередко вызывают у детей массу вопросов о том, что такое война, победа, похоронка, зачем хранить памятные вещи, и т.д. А  с помощью сказки  можно ответить на них и дать сложную информацию простым языком. В преддверии  одного из самых значимых праздников для нашей страны — Дня Победы, мы с ребятами читали разные сказки современного детского писателя Т.Кирюшатовой. Одной из них стала сказка «Весточка». Было решено проиграть данную сказку, родители и ребята со всей серьезностью подошли к данному вопросу, выучили слова и подготовили костюмы, а к празднику мы представил эту сказку зрителям.

Делясь с вами опытом работы со сказками, хочется сделать следующий вывод: сказка является одним из самых доступных средств,  для всестороннего развития ребенка. Это важный элемент в воспитании, она помогает формировать основы поведения и общения. Благодаря сказкам происходит умственное развитие ребёнка совместно с развитием речи. Дети запоминают сюжеты, персонажей сказки, воспринимают смысл, делают выводы и умозаключения, учатся высказывать своё мнение, пересказывают сказки.. Осуществляется нравственное воспитание ребёнка. Сказки помогают эмоционально-волевому развитию ребёнка. Способствует лучшей адаптации к детскому саду, снимает напряжение при общении с людьми, помогает сопереживать героям, радоваться за победы главных персонажей. Рассказывая и проигрывая сказки, мы развиваем внутренний мир, воображение ребенка, его творческий потенциал.

Список источников:

1.Мастерская сказок Татьяна Кирюшатова :// https://vk.com/more_skazok (дата обращения 2023год.)

2.Александра Хворост. Волшебная палитра медвежонка Фимы: // https://fictionbook.ru/author/aleksandra_hvorost/ (дата обращения 01.07.2022г.)